Вспоминают ученики

Февраль 14, 2019 Просмотров: 762

Навстречу 55-летию школы

 

Вспоминают ученики

 

 

Ольга Истомина

 

 

Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, а учитель в мыслях и поступках своих учеников.

Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей. Я посвящаю этот рассказ тем, кто поведал мне столько тайн, помог разгадать в этом мире множество загадок, показал столько дорог!

 

Тот свет, который озарял…

В 1964г. я с большой радостью и огромным букетом цветов побежала в новую, только что построенную школу, в первый класс и подарила их своей первой учительнице Софроновой Антонине Васильевне. В памяти навсегда остались её добрые, смешливые глаза.

Начальная школа запомнилась массивными партами с откидными крышками, скрипом перьевых ручек на уроке, чернильницами, тетрадками с вечными кляксами и промокашками, румяными калачиками в школьной столовой и, конечно же, бюстом В.И. Ленина, который был неотделим от школы и, на который мы смотрели, как теперь смотрят в церкви на иконы.

В пятом классе нашим классным руководителем стала Неустроева Мария Диановна. Она была «биологичкой», поэтому нам достался самый уютный кабинет, заставленный цветами под завязку и препараторская – маленький кабинетик, где у нас регулярно проходили планерки, и разборки. На планёрках мы, соответственно, планировали, а на разборках «разбирали по косточкам» двоечников и нарушителей дисциплины.

Лет через двадцать Мария Диановна призналась, что мы были ангелами по сравнению с теперешними учениками. Было приятно, хотя все понимали, что через 20 лет теперешние тоже покажутся своим учителям ангелами.

Классный руководитель раз и навсегда вдолбила в наши головы, что мы должны называть друг друга только по именам, и сама она нас называла только так. Никаких: «Петров, Сидоров – к доске!»

Особо поразил меня и вызвал уважение один её необычный педагогический прием.

Моя одноклассница, Вера К. раз за разом была не готова к уроку биологии. Получая двойки, ещё больше ненавидела предмет. И вот в очередной раз М.Д. поднимает её, чтобы получить ответ, но та, как всегда, молчит, опустив голову. И, вдруг, М.Д. говорит: «Садись, пять!» и выводит в журнале пятерку. Не веря своим глазам, на перемене заглядываем в журнал и о, чудо,напротив фамилии Веры стоиткрасивая, аккуратная пятерка. Все в недоумении. На следующий урок все повторяется. Вера молчит, пятёрка очередная стоит. Учитель довольна. Класс в шоке. Вера в краске от стыда за незаслуженные награды. Назавтра она отвечает блестяще, без запинки и отрабатывает полученный аванс. Вскоре биология становится одной из любимых ею предметов.

Запомнился еще один случай.На улице - весна, в кинотеатре – фильм «Зорро», а мы в школе. Решаем первый раз в жизни сбежать с урока. Причина уважительная – такой фильм! Урок уже начался, учитель задержался, а решение созрело! Выбрасываем портфели в окно, прыгаем на залитую солнцем поляну школьного сада, и вот уже веселые и счастливые, помахивая сумками, спешим по тротуару в сторону кинотеатра. А навстречу нам, как нарочно, классная руководительница. У каждого спросила, куда он отправился, никого не отругала и не вернула. Мы пошли дальше, а вернее, побрели – настроение почему-то испортилось. Фильм понравился, и мы почти забыли, что завтра нас будут «препарировать». Собрание было бурное, с каждого прогульщика требовали объяснение, трясли, как грушу и родители, и учителя с директором, стрясая с нас плоды безответственности.

Когда мы пришли с бабушкой после собрания домой, она сказала, глядя на меня, но так, чтобы слышал папа: «Позор!»

Папа сказал мне: «Эх, ты! Не ожидал от тебя!».

Последний плод разгильдяйстваслетел с меня, и на этом воспитательный момент закончился.

В разное время жизнь диктует нам свои правила и законы. В те далёкие времена, посещая школу, мы не имели права краситься, носить серьги, девочки – брюки, слишком короткие юбки, мальчики – длинные волосы.

Навсегда запомнилось, как при входе в школу, учитель военной подготовки, Иванов Сергей Александрович, устраивал мальчишкам облаву – осматривал их шевелюры и, если они были недопустимо длинны, отправлял ребят стричься. Это, естественно, вызывало внутреннее негодование, но ослушаться никто не смел. Особо ушлые, бывало, шли на хитрость – уходили, делая вид, что в парикмахерскую. Возвращались, говоря, что подстриглись, это спасало, но ненадолго. Этому учителю мы благодарны за отличную строевую подготовку, что пригодилась парням в армии, за то, что приучал нас к дисциплине и ответственности.

С любовью и уважением вспоминаем мы своих учителей: Савинкову К.И, Алехину Р.А, Киселеву Г.В, Соколова В.И, Миронюк В.Н, Редькину Л.А. и многих других.Каждый из них старался научить нас чему-то хорошему, полезному.

Знаю, что очень благодарны мои одноклассники Владлене Николаевне Миронюк за тот свет, которым она озаряла. Это она заложила в нас мысль, что живое и доброе слово способно оживить, а мёртвое, скверное – убить.

Сейчас, наши бывшие одноклассники, слыша от молодёжи нецензурную брань, вспоминают: «Попробовали бы мы так разговаривать при девчонках. Да нас бы тут же потащили в препараторскую и препарировали   так, что мало бы не показалось!» Мы, действительно, никогда не слышали от наших пацанов дурных слов, ну и сами так не разговаривали. И это было не из страха и не потому, что были паиньками и не знали этих слов, просто изначально нам был сделан правильный настрой – школа стойко и прочно стояла на позициях воспитания достойного гражданина своей великой Родины – могучего и нерушимого Советского Союза!

Сентябрь 2018г.

 

Ельдекова (Истомина) Ольга Михайловна, член Международного союза писателей «Новый Современник», член Петровской академии науки и искусства.